Что такое выход на глиссер – Как выйти в режим глиссирования

Глиссирование – интересная тема, которая волнует многих владельцев надувных лодок, особенно тех, кто впервые приобрел маломерное судно из ПВХ. Как выйти на глиссер, что он собой представляет, и каковы его преимущества, как варианта движения по воде? На эти вопросы мы ответим в статье, посвященной вопросам, которые связаны с глиссированием.Что такое выход на глиссер – Как выйти в режим глиссирования

Что значит глиссер?

Когда лодка выходит на глиссер, то ее нос приподнимается над водой, а скорость увеличивается. В данном случае работают законы физики. Повышенная скорость, которую придает лодке работающий мотор, заставляет нос маломерного судна подниматься над водой. Лодка движется под углом по отношению к водной глади. Дно плавсредства минимально соприкасается с водой по своей площади. Тем самым, уменьшается трение, и лодка начинает практически лететь, передвигаться с повышенной скоростью. Преимущества такого режима: экономия топлива, более быстрое преодоление расстояния, и, конечно же, незабываемые эмоции.

Очень многое зависит от лодочного мотора. Он должен обладать достаточной мощностью, чтобы произошел выход на глиссер. При этом следует учитывать и вес маломерного судна, его габариты, нагруженность. Только при определенном соотношении всех параметров возможен выход в режим глиссирования. В противном случае либо не получится выйти на глиссер вообще, либо, в силу повышенной мощности мотора, может произойти аварийная ситуация – лодка опрокинется.

Как выйти на глиссер?

Чтобы вывести на глиссер лодку, нужно знать важную теорию. Весь процесс приведения плавсредства в этот режим движения по воде специалисты делят на 3 стадии.

  1. Водоизмещающая.

  2. Переходная.

  3. Глиссирующая.

На 1 стадии лодка движется на небольшой скорости, не превышающей 15 км/ч. На 2 стадии плавсредство идет уже на большей скорости. Оптимальный параметр -17-18 км/ч. Корма начинает опускаться, а нос подниматься. 2 стадия – заключительная. Лодка вошла в режим глиссирования. Нос уже приподнялся под углом к воде, которая удерживает маломерное судно в таком состоянии при движении на более высокой скорости, чем на предыдущем этапе.

Лодка ПВХ выходит на глиссер только в том случае, если равномерно распределен груз. Необходимо нагружать именно нос плавсредства. Потому что сам мотор достаточно много весит. Если груз переместить ближе к нему, то двигатель не справится с выходом на глиссирование. Причем неопытные судоводители резко увеличивают скорость в таких случаях, в итоге оказываются в воде – лодка переворачивается. Поэтому нужно помнить о распределении груза, к которому, кстати, стоит отнести и свой собственный вес. Желательно размещаться дальше от мотора, а для управления двигателем использовать удлинитель румпеля.

В то же время, если перегрузить нос, то лодку не получится вывести на глиссер в полной мере. Нос приподнимется над водой, но чуть-чуть. Груз станет тянуть нос к воде. Мощности мотора не хватит приподнять его до такого положения, чтобы максимально снизилось трение. А еще стоит помнить о волнах и ветре. И то, и другое способно осложнить весь процесс. А что делать дальше? Если вы уже вышли на глиссер, то можно плавно сбавлять газ. В первые разы стоит это делать очень медленно, чтобы понять, как мотор справляется с тем, чтобы удерживать лодку в нужном положении.Что такое выход на глиссер – Как выйти в режим глиссирования

Скорость глиссирования

Когда лодка выходит на глиссер, скорость имеет важное значение. Так как модели плавсредств различаются по своим габаритам, конструктивным особенностям, то знать о таком параметре явно нужно больше. В интернете встречается информация об упоминании так называемой формуле числа Фрида. На практике эта формула практически не пригодна, если говорить о маломерных надувных плавсредствах. По мнению специалистов, небольшие и даже средние по размерам лодки ПВХ, как правило, входят в глиссер на скорости 18-20 километров в час. У некоторых моделей это значение может чуть ниже либо выше, в зависимости от характеристик конкретной модели.

Какая скорость должна быть у лодки, чтобы она успешно вышла на глиссирование? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от следующих моментов:

  • Сколько весит груз, находящийся на лодке;

  • Каким образом расположен груз на плавсредстве;

  • Каково дно по своей конструкции;

  • На какую глубину погружен винт двигателя;

  • Наличие течения на водоеме и его сила;

  • Ветер, волны – как внешние факторы.

Легкую, небольшую по габаритам лодку намного проще вывести на глиссер. Именно поэтому опытные водомоторники рекомендуют начинающим своим коллегам пытаться освоить режим глиссирования, максимально разгрузив плавсредство. Нагруженную и достаточно габаритную лодку ПВХ весьма сложно заставить двигаться по воде с поднятым носом, снизив трение днища с водной поверхностью до определенной степени.

Выход на глиссирование – мощность мотора

Как мы уже заметили выше, от лодочного мотора зависит очень многое. Если он не обладает достаточной мощностью либо неверно подобран к лодке с определенными техническими характеристиками, то ситуации могут быть самыми разными, начиная от разочарования, что не получилось выйти на глиссер, заканчивая катастрофами, когда плавсредства переворачиваются вместе с людьми и грузом. Лодка выходит на глиссирование легко, быстро, правильно только тогда, когда на ней установлен двигатель, который максимально ей подходит по своим параметрам.

Существуют усредненные показатели мощности лодочных двигателей для выхода на глиссер. Ими можно руководствоваться, но, скорее, больше иметь в виду, чем применять их неукоснительно на практике. Итак, чтобы лодка вышла на глиссер, то на плавсредстве:Что такое выход на глиссер – Как выйти в режим глиссирования

  • Длиной 2,9-3 м с 1 чел. на борту должен стоять мотор мощностью 4-6 л.с.;

  • С параметрами длины 3,3-3,6 м с 1 чел. на борту ставится двигатель 8 л.с.;

  • Длиной 3,7-4 м с 1 чел. на борту двигатель должен быть мощностью 10 л.с.;

  • С параметрами длины более 4 м используется ПЛМ с мощностью более 10 л.с.

Глиссирование ПВХ лодки – почему не получается выйти на глисс

Процесс выхода на глисс достаточно прост, если учесть все моменты, которые способны помешать правильно пройти все стадии процесса. И тому есть немало видео доказательств. Однако многим это не удается сделать, после чего появляется неприятный осадок. Ведь так хочется лететь по воде, подняв нос над поверхностью водоема! Но не получается. Существует ряд распространенных причин, почему такое происходит.

В большинстве случае подводит слабый мотор. Его мощности не хватает, чтобы вывести лодку в режим глиссирования. Неправильно считается масса самого плавсредства, например, не учитывается, что дополнительный вес придает усиленное дно. Груз распределяется неравномерно, размещается там, где он не должен находиться. Если говорить о высоте двигателя, то либо винт слишком глубоко уходит под воду, либо стоит так, что захватывает воздух при вращении. Что касается неправильной формы надувного судна, то идет речь о неровной поверхности дна, способной привести к дополнительному трению. Поэтому не все надувные лодки способны выходить на глисс.

Заключение

Мы рассказали, что значит выйти на глиссер, что следует учесть при таком, можно сказать, экстремальном передвижении по воде. Есть немало моментов, о которых нужно знать. Если маломерное надувное судно не выходит на глиссер, тому есть причины, и, как правило, все они связаны с неверными расчетами или действиями, в частности, подбором мотора для конкретной лодки. Особенности плавсредства, конструкции НДНД или других моделей способны повлиять на процесс выхода в скоростной режим, когда нос лодки поднимается над водой. Глиссирование – значение слова достаточно понятно. А вот что сделать на практике, чтобы удалось скользить по воде так, как это делают опытные водомоторники? Мы описали причины, почему не удается выйти на глиссер. Уверены, что при тщательном анализе предоставленной нами информации, у вас получится добиться желаемой цели.